Выходное пособие при сокращении в 2017 году: расчет компенсации

На что рассчитывать людям, уволенным с предприятия не за грубые нарушения или пьянство, а за ненадобностью работодателю? К сожалению, случается и такое. Организации не только дают рабочие места, укрупняясь и развивая филиальную сеть. Некоторые, не выдержав конкуренции, вынуждены реорганизоваться.

Выходное пособие при сокращении в 2017 году: расчет компенсации

Не приносящие прибыли подразделения отсекаются, чтобы полностью не утянуть компанию на дно. Для занимающих здесь должности сотрудников места в штате компании не находится. Им нужно платить зарплату, которая составляет значительную часть производственных расходов. Приходится сокращать персонал.

Мера непопулярная, работодателю дешевле уволить сотрудника за проступок. При сокращении штата бывшим работникам полагается выходное пособие. Если речь идет об организациях, не заплатить положенное не получится. Это условие охраняется законом Российской Федерации. Предприятие, идущее на заведомый обман, при огласке дела окажется в суде в роли ответчика.

Граждане, работающие на индивидуального предпринимателя, подобной защиты лишены. Их отношения регулируются заключенным трудовым договором. Если получение финансовой компенсации в нем оговорено, человек деньги получит, в противном случае – нет.

Размер выходного пособия при сокращении

Выходное пособие при сокращении в 2017 году: расчет компенсации

Все упирается в договор между работником и нанимателем. Вот условия, влияющие на сумму выплачиваемой компенсации:

  • Если по заключенному контракту сотрудник обязан отработать в организации меньше 2 месяцев, предоставление компенсации по сокращению определяется местной договоренностью.
  • Гражданам, нанятым на выполнение сезонных работ, выплачивают суммы, равные заработной плате за 2 недели.
  • Неважно какими причинами вызвано сокращение штата. Уволенным работникам выплачивают полный средний заработок в месяц и при упразднении подразделения компании, и банальном уменьшении персонала.
  • В трудовом договоре предприятия могут оговариваться и другие применяемые к сокращенным людям меры. Это не противоречит федеральному закону, когда величина компенсации превышает рассчитанные государством значения.
  • Бывает, сокращают руководство. Такое случается, когда на предприятие приходит новый собственник и начинает формировать свою команду. Если сокращают главного бухгалтера или директора, им дают 3 месячных зарплаты. Сумма не растягивается на квартал, а вручается целиком и сразу.
  • Выходное пособие сокращаемым работникам увеличивается, когда руководители своевременно уведомляют о готовящихся переменах. Это необходимо сделать не позднее 60 дней до момента увольнения. В результате люди получат средний заработок за этот период или материальную компенсацию.
  • При сокращении работник получает не только выходное пособие. По закону ему положен отпуск. Увольнение произошло внезапно и предназначенные для оплачиваемого отдыха дни остались неиспользованными, поэтому причитающиеся за них деньги выплачиваются в полном объеме.
  • Если по стечению обстоятельств через 30 дней после состоявшегося увольнения человек оказывается нетрудоспособным, он получает от бывшего работодателя 60% средней заработной платы.

Рассчитать выходное пособие самостоятельно не составит труда. Формула предельно проста. Потребуется обычный калькулятор или смартфон, в котором он непременно присутствует. Некоторые смогут проделать вычисления в уме. Нужно средний доход за день умножить на количество рабочих смен.

Пенсионеров сокращают по тем же правилам, что и обычных граждан. Украинский КзоТ отличается от российского. В выданных сокращаемым там гражданам уведомлениях пишется размер причитающегося выходного пособия.

Когда выплатят выходное пособие

Выходное пособие при сокращении в 2017 году: расчет компенсации

Компенсацию преждевременного разрыва трудовых отношений с работодателем дадут в день зарплаты. Если не отгулян отпуск, добавят оплату невостребованных дней отдыха.

Получаемое работником пособие в связи с сокращением, безусловно, является доходом. Однако налогообложение этих денег имеет нюансы.

В 217 и 238 статьях Налогового кодекса Российской Федерации сказано:

  • государственный сбор не взимается с пособий, размер которых не превышает среднемесячной зарплаты или равен ей;
  • когда сокращенному человеку выплачивают большие суммы, он обязан заплатить ЕСН и налог на полученный доход.

Допустим, работника сократили 24 июня. Компенсацию начисляют пока не наступил следующий день – 25.06. Положенный по закону средний заработок перечислят не позже 25 июля.

Деньги за последующие периоды выплачивают после завершения календарного месяца. При трудоустройстве гражданина, оплачивают отрезок месяца до момента оформления на работу. Чтобы получить средства от бывшего работодателя, предъявляют трудовую книжку. Согласно сделанной в ней записи (с нового рабочего места) рассчитывается необходимая сумма, которая затем переводится сокращенному работнику.

Расчет выходного пособия при сокращении штата

Выходное пособие при сокращении в 2017 году: расчет компенсации

Когда предприятие ликвидируется, внезапно ставшим безработными гражданам по российскому трудовому законодательству платят деньги до нахождения новых рабочих мест. Нанятый на выполнение сезонных работ персонал это не касается.

Сокращенным работникам подобные компенсации выплачивают на протяжении трех месяцев.

Правда, необходимо соблюсти следующие условия:

  • все указанное время быть безработными;
  • постоянно искать возможность трудоустроиться и суметь доказать сей факт.

Чтобы выполнить все пункты списка, регистрируются в местном Центре занятости населения. Максимальный срок постановки на учет – 2 недели, прошедших с момента потери работы. Далее нужно регулярно обновлять регистрацию.

При совмещении должностей, когда одна из них сокращается, выходное пособие не платят. Правило применяется только к рабочему месту, где выполняющий двойные обязанности являлся совместителем, а основная его должность осталась в штате предприятия.

Чтобы получить пособие за третий месяц ныне безработные граждане предоставляют соответствующую справку из Службы занятости. Ее, вместе с трудовой книжкой, относят в бухгалтерию когда-то родного предприятия.

Выходное пособие при сокращении платят и более продолжительное время. Для населения Крайнего Севера срок выплат продлен до полугода. Деньги переводят пока местные жители не найдут работу, или не выйдет 6-месячный срок.

Выходное пособие при сокращении (Статья 178 ТК РФ)

Увольнения и сокращения в 2020. Какие выплаты полагаются по сокращению штата, сколько окладов заплатят и когда?

Как происходит увольнение? Узнал, поплакал (или порадовался), получил трудовую книжку и ушёл. Это не всё. У работника есть права, а у работодателя обязанности. В первую очередь — финансовые.

При увольнении каждый вправе требовать расчёт, компенсацию отпуска, а иногда выходное пособие. Редакция «Выберу.

ру» отвечает на вопрос: что делать, если уволили и сколько окладов получит сотрудник при сокращении.  

В бухгалтерию за расчётом

Вне зависимости от причины увольнения, работодатель должен выдать остаток зарплаты. Например, работник уволился 19 числа, а зарплата была 10. При увольнении он получит зарплату за 9 дней. Это же касается премий и прочих надбавок, если условия их получения соблюдены.

Также вне зависимости от причины увольнения работодатель должен выплатить компенсацию за неиспользованный отпуск. Каждый год положены 28 дней отпуска. Они не сгорают, а копятся.

Если за пять лет работы человек ни разу не был в отпуске, то при увольнении ему должны компенсировать 140 дней. Деньги перечисляются вместе с остатком зарплаты в день увольнения. Выходное пособие при сокращении в 2017 году: расчет компенсации

Последний вид выплат — выходное пособие. Оно выплачивается, если увольнение случилось не по воле сотрудника. Например, произошло сокращение штата или ликвидация предприятия. Расчёт делается по средней зарплате, но количество дней, за которые выплачивается выходное пособие, отличается в зависимости от причины увольнения.

  • сокращение штата, при котором уволили всех — средний заработок за месяц;
  • ликвидация предприятия — средний заработок за месяц;
  • нужно переходить на другую работу, но не позволяет здоровье — средний заработок за две недели;
  • компания переезжает в другое место, а у работника нет возможности последовать за ней — за две недели;
  • призыв в армию — средний заработок за две недели;
  • вернулся человек, занимавший эту должность (например, из декрета) — средний заработок за две недели;
  • изменились условия труда, а работник с ними не согласен — средний заработок за две недели.

Сокращение — особая форма увольнения

Когда работодатель вынужден уменьшать количество рабочих мест, убирает целый отдел, убирает часть сотрудников или ликвидируется, по трудовому законодательству он должен выплатить не только выходное пособие, но и средний заработок на время поиска работы. Сокращение регулируется ст. 81 ТК РФ. На этот случай полагаются следующие выплаты.

  1. Всё, что полагается при обычном увольнении: невыплаченная зарплата и премии, компенсация неиспользованного отпуска.
  2. Выходное пособие. При сокращении штата или в связи с ликвидацией предприятия — месячный оклад.
  3. Среднемесячный заработок на время поиска работы, но не более 3-х месяцев.

Покажем на примере. Иван Иваныча сократили. Его средняя зарплата 30 000 рублей. Последний год он не ходил в отпуск, поэтому у него есть 28 неиспользованных дней. Остаток по зарплате на месяц — 15 000 рублей. За последний месяц ему положена премия 10 000 рублей за выход в дополнительные смены

Пример расчёта выплат при сокращении

1-й месяц

В день увольнения Иван Иванычу перечислят несколько выплат:

  1. Невыплаченную зарплату и премию: 10 000 + 15 000 = 25 000.
  2. Компенсация неиспользованного отпуска — 27 096 (среднедневной заработок умноженный на количество неиспользованных дней).
  3. Выходное пособие — 30 000.
  • Итого: 82 096 руб.
  • 2-й месяц

Если за этот период не удалось найти работу, то второй месяц вынужденной безработицы компенсирует старый работодатель из расчёта один оклад. В нашем случае Иван Иваныч получит 30 000 рублей.

Для получения выплат надо обратиться к работодателю с заявлением. Доказательством того, что работы до сих пор нет будет трудовая книжка. Если работа появилась на втором месяце, но не с первого чила, то можно получить компенсацию пропорциональнонерабочим дням.

3-й месяц

Если и на третий месяц работа не нашлась, то работадатель снова компенсирует средний оклад. Однако на третий месяц решение о необходимости выплат принимает Центр занятости населения. Во внимание будут принимать:

  1. Постановка на учёт в течение 14 дней с момента увольнения (поэтому лучше не затягивать и поторопиться).
  2. Тяжёлые жизненные обстоятельства, поэтому в заявлении лучше прописать, что есть иждивенцы, кредиты, ипотека и прочее.
Читайте также:  Увольнение муниципального служащего и расторжение договора

Если Центр занятости даёт добро, то Иван Иваныч получает ещё 30 000 рублей.

Можно ли просить тройной оклад при увольнении?

Работодатель должен предупреждать о сокращении за два месяца. Но трудовой договор может быть расторгнут и раньше. В таком случае работодатель выплачивает компенсацию, которая рассчитывается средний заработок, помноженный на оставшиеся до увольнения дни.

Допустим, что Иван Иванычу сообщили о сокращении 1 апреля. Но компания простаивает, и работники ей не нужны. Иван Иваныча увольняют 30 апреля. То есть, остаётся ещё месяц, который и будет оплачен. Итого 21 290 (среднедневной заработок умноженный на количество рабочих смен, оставшихся до сокращения).

Выходное пособие при сокращении в 2017 году: расчет компенсации

Вопрос о том, сколько окладов полагается при сокращении, неправомерен, поскольку расчёт идёт от среднемесячного заработка, который не всегда равняется окладу.

Строго говоря, можно посчитать три оклада. Это то, что работодатель выплачивает в качестве компенсации на время поиска работы. Обращаем внимание, что выходное пособие не приплюсовывается к компенсации. Только три среднемесячные зарплаты, не больше.

Если по договорённости работника и работодателя сокращение произошло раньше, чем через 2 месяца, то можно получить ещё среднедневную зарплату, помноженную на количество оставшихся рабочих смен, что не будет равняться окладу.

Иногда работодатель по факту сокращает штат, но, чтобы не проводить многочисленные выплаты, заставляет сотрудника уволиться по собственному желанию. Работники не спорят и подписывают заявление, лишая себя выплат. Если было использовано давление, то можно обратиться в суд. Однако при этом должны быть доказательства.

Особые правила сокращения для пенсионеров. Кроме того, что они получают все выше озвученные выплаты, они имеют право на досрочный выход на пенсию, если сокращение произошло за два года до наступления пенсионного возраста.

Больничный полагается даже после увольнения

При любой причине увольнения предыдущий работодатель платит больничный ещё 30 дней. Например, уволили 30 марта 2020. Болезнь наступила 5 апреля. С больничным листом можно идти к старому работодателю (если нет нового), и он его оплатит.

Однако такой больничный оплачивается не в полном размере, а только 60% среднего заработка вне зависимости от стажа, а средний заработок рассчитывается за два последних года, а не один.

Ещё одно ограничение — после увольнения оплачиваются только коды 01 «Заболевание» и 02 «Травма».

В трудовом праве много оговорок, исключений и особых случаев. Мы привели информацию, которая подойдёт большинству — людям с окладом и пятидневкой. Закон действует, когда работник официально устроен и получает белую зарплату. В остальных случаях только на усмотрение работодателя.

Итак, если уволили, в первую очередь надо получить причитающиеся деньги, а потом уже решать вопрос с пособием по безработице и оптимизацией расходов.

Правда и мифы о деньгах в Telegram

Выходное пособие при сокращении в 2017 году

Выходное пособие при сокращении – это размер компенсации, на которую имеет право работник, уволенный по инициативе компании. Оно исчисляется на основе средней заработной платы за фактически отработанный в организации срок. Каждый сотрудник должен знать порядок расчета этой суммы, чтобы не дать себя обмануть и при необходимости защитить свои права.

Что такое сокращение штата?

Если расходы организации превышают доходы, она вынуждена принимать меры, одна из которых – сокращение персонала. Существуют три причины такого решения руководства:

  1. сокращение деятельности предприятия и уменьшение прибыли;
  2. уменьшение фонда оплаты труда для оптимизации расходов;
  3. реорганизация (ликвидация) компании.

Трудовое законодательство выделяет два варианта сокращения персонала в зависимости от приведших к нему причин: уменьшение количества сотрудников и полная остановка деятельности фирмы. В обеих ситуациях работники имеют равные права на получение выходного пособия.

Нормативно-правовые акты обязывают работодателя выполнить три условия:

  1. до сокращения сотрудника предложить ему все открытые в организации вакансии;
  2. предупредить о намеченном увольнении не позднее, чем за 60 календарных дней до назначенного срока;
  3. отдать все заработанные деньги.

Если работник не хочет отрабатывать два месяца, он имеет право в письменной форме сообщить это работодателю и уволиться раньше.

В последний рабочий день сотрудник должен получить полный расчет, состоящий из размера оклада за весь срок, который он трудился в компании, компенсации неотгулянного отпуска (если таковая полагается), выходного пособия при сокращении. Объем последнего определяется нормами действующего трудового законодательства и принятого на предприятии коллективного соглашения.

Расчет выходного пособия при сокращении штата в 2017 году

Сотрудникам, для которых компания считается основным местом трудоустройства, положена компенсация, равная среднемесячному окладу. Лицам, для которых это условие не выполняется, выходное пособие не полагается, потому что произошедшее увольнение не лишает их основного источника дохода.

Порядок вычисления среднемесячного заработка определяется законодательно. Положение, устанавливающее методику его определения, было принято Правительством РФ 24.12.2007 (приказ № 922).

Чтобы определить эту величину, нужно сложить все суммы, полученные сотрудником за все месяцы в течение последнего года его работы в юридическом лице (с учетом премий, бонусных перечислений и иных поощрений, предусмотренных на конкретном предприятии) и разделить их на отработанное по факту время.

В расчет не берутся выплаты, полученные работником за последние 12 месяцев, не относящиеся к вознаграждению труда: материальная помощь, компенсация мобильной связи и проезда, оплата курсов иностранного языка и т.д.

При определении среднемесячного заработка не учитываются деньги за те периоды, когда работник получал средства от предприятия, но по факту на работу не приходил: оплата отпусков и больничных, простоев в связи с отсутствием сырья для производства и прочее. Это же время не плюсуется к количеству отработанных часов, т.е. не идет в знаменатель дроби.

Если организация предупредила работника за два месяца о планируемой ликвидации, но была признана банкротом ранее, то сотрудник, утративший место трудоустройства, имеет право на получение компенсации за весь срок, недостающий до положенных ему по закону 60 дней.

Как рассчитать выходное пособие при сокращении самостоятельно

Выходное пособие при сокращении в 2017 году: расчет компенсации

Чтобы самому вычислить размер выходного пособия при сокращении, обзавестись расчетными листками за крайний год работы в компании. Эти документы содержат сумму ежемесячных выплат, разбитую по их видам: оклад, премии, больничные и т.д. В них имеется информация о количестве отработанных часов (дней) или тот же показатель в натуральных единицах. Это числитель и знаменатель дроби для расчета среднемесячного оклада.

Просто суммируйте все выплаты (кроме отпускных, больничных, компенсаций за простои) и поделите их на количество фактически отработанных за календарный год дней. Так вы найдете свой среднедневной оклад.

Эту сумму нужно помножить на число рабочих дней в месяце, следующем за месяцем сокращения (эти данные имеются в производственных календарях).

Так вы определите выходное пособие при увольнении по сокращению штатов, которое вам гарантирует трудовое законодательство. Возможно, что коллективное соглашение предполагает немного другой способ исчисления компенсаций.

Если она больше закрепленной в Трудовом Кодексе, то ваш расчет будет другим.

Законодательно установлено, что выходное пособие не подлежит обложению подоходным налогом. С него не взимаются налоги с фонда оплаты труда, если оно не превышает трехкратного размера среднемесячного оклада.

Если месяц, следующий за месяцем увольнения, – январь или март, то сотрудник значительно проиграет в размере компенсации. Бухгалтера берут за основу среднегодовые значения, а в этих периодах слишком мало рабочих дней и среднедневной оклад получается значительно выше.

Как рассчитывается выходное пособие при сокращении для разных категорий работников

Окладная система оплаты труда – не единственный вариант, приемлемый для трудовых отношений в компании. Существует также сдельная оплата, при которой определение среднемесячного оклада и объема компенсации при сокращении осуществляется в общем порядке.

В случае, если заработная плата сотруднику выплачивается исходя из количества фактически отработанных часов, за основу вычислений берется средняя стоимость часа рабочего времени. Коэффициент, на который помножается средняя величина, равен количеству часов, определенному графиком сотрудника на месяц, следующий после дня увольнения.

Расчет выходного пособия при сокращении может напрямую зависеть от должности и сферы деятельности увольняемого работника. Государственные служащие получают при увольнении по решению юридического лица компенсационные выплаты, равные их среднемесячному окладу, помноженному на четыре. За судьями закреплено право на пособие, равное шестикратной базовой величине.

Наоборот, если работник был занят на сезонной работе, он может претендовать на выходное пособие в размере, не превышающем его двухнедельный средний заработок.

Дополнительные гарантии для сокращаемых сотрудников

Выплата выходного пособия при сокращении штата – не единственная обязанность работодателя по отношению к сотрудникам.

Если предприятие прекратило существование или персонал сокращают, то работники, лишившиеся занимаемых должностей, имеют право на получение среднемесячной заработной платы до тех пор, пока они не смогут найти новое место трудоустройства (компенсационная выплата зачитывается).

Указанный период увеличиваются до трех месяцев, если в течение 14 дней после сокращения работник встал на учет на бирже труда, но так и не смог найти новое место.

Выходное пособие при сокращении в 2017 году: расчет компенсации

Если регион занятости уволенного сотрудника – Крайний Север, то среднемесячная заработная плата сохраняется на протяжении полугода или до того момента, пока он не трудоустроится вновь.

Если в течение месяца, последовавшего за днем сокращения, бывший сотрудник предприятия лишился трудоспособности по причине полученной травмы и заболевания, он имеет право предъявить бывшему работодателю больничный лист. Последний должен оплатить работнику дни болезни по общему правилу.

Читайте также:  Увольнение работника во время нахождения на больничном

В меньшей степени трудовое законодательство защищает права беременных женщин и сотрудниц, находящихся в отпуске по уходу за младенцем. Если отпуск начался раньше, чем предприятие объявило о ликвидации, то бывшая работница сумма ежемесячных выплат составит 40% от зарплаты.

Если это произошло позже, то молодая мать получит не более фиксированного пособия, установленного государством на этот случай, что может быть значительно меньше, чем 40% от среднего оклада.

Для зачисления этих средств женщине нужно подать заявление в органы социального страхования.

Как правильно рассчитать выходное пособие уволенному сотруднику

Выходное пособие при сокращении в 2017 году: расчет компенсации

Вы думаете, это очень просто? Оказывается, что нет. Недавно этот вопрос рассматривал Конституционный Суд Российской Федерации. Поводом для рассмотрения послужила жалоба В. С. Кормуш, работницы АО «Интауголь» в городе Инта Республики Коми. С 1 января 2019 года это предприятие было ликвидировано и все сотрудники были уволены. При увольнении им выплатили выходное пособие.

В. С.

 Кормуш была уволена 28 декабря 2018 года, то есть в предпоследний рабочий день 2018 года. Увольнение было произведено в строгом соответствии с законом, по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ, — в связи с ликвидацией организации.

При увольнении работнице было выплачено выходное пособие, рассчитанное следующим образом. Был посчитан её заработок за период с декабря 2017 года по ноябрь 2018 года включительно (за 12 месяцев, предшествующих дате увольнения), он составил 489208 рублей.

Затем был рассчитан средний дневной заработок путём деления заработка за 12 месяцев на количество отработанных за этот период дней (216), он составил 2264,85 рублей.

Затем была исчислена сумма выходного пособия, которое выплачивается в размере среднего месячного заработка, путём умножения среднего дневного заработка на количество рабочих дней по производственному календарю в месячном периоде, следующим за датой увольнения, — с 29 декабря 2018 года по 28 января 2019 года (15 рабочих дней). Сумма выходного пособия составила 33 973 руб.

Всё правильно посчитали, скажете вы. Обратимся к утверждённому Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Положению об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (далее будем называть его «Положение»), на основании которого рассчитывается средний заработок, и посмотрим, не было ли нарушений расчёта суммы выходного пособия.

Согласно пункту 9 Положения:

Средний дневной заработок, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска, исчисляется путём деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчётном периоде, включая премии и вознаграждения, на количество фактически отработанных в этот период дней.

Так и было посчитано. Обратите внимание, средний дневной заработок считается за 1 рабочий, а не 1 календарный день.

  • В том же пункте 9 Положения говорится:
  • Средний заработок работника определяется путём умножения среднего дневного заработкана количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате.
  • Понятно, что если мы посчитали средний дневной заработок за 1 рабочий день, то и для расчёта среднего заработка за месяц, подлежащего выплате, нужно умножать этот среднедневной заработок на количество рабочих дней в периоде, подлежащем оплате.

Именно так и поступил работодатель. Он умножил сумму среднедневного заработка на 15 рабочих дней, приходящихся на период с 29 декабря 2018 года по 28 января 2019 года (1 рабочий день в декабре и 14 рабочих дней в январе). Такое малое количество рабочих дней в месячном периоде объясняется тем, что в январе много праздничных дней.

Значит, в соответствии с Положением средний заработок был рассчитан правильно.

Но В. С .Кормуш посчитала такую сумму выплаты недостаточной и несправедливой. Вот как она рассуждала. Её средняя месячная зарплата за последний год составила 46672 рубля, значит, выплатить ей должны были на основании статьи 178 Трудового кодекса РФ среднемесячный заработок, то есть 46 672 рубля, а выплатили почти на 13 тысяч рублей меньше.

Для взыскания разницы между «справедливой» по её мнению и выплаченной суммами В. С.

 Кормуш обратилась с исковым заявлением в суд, доказывая, что наличие праздничных дней в месяце, за который выплачивается средний заработок (в январе 2019 года), не должно уменьшать сумму среднего заработка.

Интинский городской суд Республики Коми отказал истице в удовлетворении её искового требования, обосновав свой отказ статьёй 139 Трудового кодекса РФ и упомянутым выше Положением. В решении суда отмечено:

Часть 4 статьи 112 ТК РФ, предусматривающая, что наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для снижения заработной платы работникам, получающим оклад (должностной оклад), к спорным правоотношениям не применима.

Положения указанной нормы применяются при выплате заработной платы в период выполнения работы, а не при определении размера выходного пособия и среднего заработка, сохраняемого за уволенными при ликвидации работниками на период трудоустройства.

Данная выплата по своей природе является компенсационной, в связи с чем не может быть рассчитана по правилам, применяемым при определении размера оплаты труда.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что ответчик обоснованно принял для расчёта выходного пособия 15 рабочих дней.

В. С.

 Кормуш не стала обжаловать это решение в Верховный суд Республики Коми, а сразу обратилась с жалобой в Конституционный Суд РФ на несоответствие Конституции РФ абзаца 4 пункта 9 «Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», состоящего из одного предложения: «Средний заработок работника определяется путём умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате». И Конституционный Суд принял к рассмотрению её жалобу!

В своём Постановлении от 13 ноября 2019 года № 34-П КС РФ высказал своё мнение по этому судебному спору. Изложим его очень коротко.

На Российской Федерации лежит обязанность обеспечивать справедливые условия найма и увольнения работника, являющегося экономически более слабой стороной в трудовом правоотношении, включая надлежащую защиту его прав и законных интересов при расторжении трудового договора по инициативе работодателя. Для реализации этих задач государство устанавливает специальные гарантии при увольнении в связи с ликвидацией организации.

В число указанных гарантий входит выходное пособие, предоставление и порядок определения размера которого согласуются с предписаниями статьи 12 Конвенции МОТ от 22 июня 1982 года № 158 «О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя».

Часть первая статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

Из буквального смысла данной нормы следует, что каждому работнику, увольняемому по названным в ней основаниям, наряду с оплатой труда (расчётом при увольнении) гарантируется получение выходного пособия в размере среднего месячного заработка.

Размер выходного пособия не является оплатой какого-либо периода (прошедшего или будущего) и выплачивается работнику при увольнении. Выходное пособие призвано обеспечить уволенному лицу средства к существованию в размере не меньшем, чем средний месячный заработок, исчисленный исходя из его заработной платы за 12 календарных месяцев, предшествовавших увольнению.

Соответственно, размер выходного пособия не может зависеть от каких бы то ни было обстоятельств, имевших место после увольнения работника.

Закрепленные Положением правила определения размера среднего заработка (месячного и дневного) по существу направлены на создание технического инструментария, обеспечивающего подсчёт заработка в установленных законом случаях, не имеют самостоятельного значения для регулирования трудовых отношений и должны применяться в системной связи с положениями Трудового кодекса РФ.

При определении размера выходного пособия на основании Положения необходимо учитывать предписания части первой статьи 178 Трудового кодекса РФ.

При этом способ подсчёта среднего месячного заработка в силу своего технического, вспомогательного характера должен не только согласовываться с требованиями нормы закона, но и обеспечивать её реализацию в строгом соответствии с целью установленной этой нормой выплаты, которая по своей правовой природе является одной из гарантий реализации конституционного права на труд.

  1. В противном случае допускалась бы не только корректировка положений закона подзаконными нормативными актами, но и ухудшение материального положения уволенного по инициативе работодателя работника.
  2. В пункте 9 «Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» закреплено, что средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате.
  3. В правоприменительной практике для определения размера выходного пособия работникам, уволенным в связи с ликвидацией предприятия, принимается во внимание месячный период после даты увольнения работника, исходя из количества рабочих дней в котором и осуществляется расчёт.
  4. На основании такого толкования работники, подлежащие увольнению в связи с ликвидацией предприятия, ставятся в худшее положение по сравнению с работниками, продолжающими трудовую деятельность, заработок которых не может снижаться в зависимости от наличия в оплачиваемом месяце нерабочих праздничных дней.

Кроме того, увольняемые по указанным основаниям работники ставятся в различное положение в зависимости от даты увольнения и наличия в календарном периоде после увольнения нерабочих праздничных дней: размер получаемого ими выходного пособия при сложившемся понимании пункта 9 Положения напрямую зависит от количества рабочих дней в периоде после прекращения трудового договора. Такой подход фактически приводит к определению размера выходного пособия на основе случайного фактора (количества рабочих и нерабочих праздничных дней в месяце, непосредственно следующем за увольнением), что недопустимо в социальном правовом государстве.

Конституционный принцип равенства предполагает, что при равных условиях субъекты права должны находиться в равном положении, и означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.

Из этого следует, что всем работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации, независимо от даты увольнения на равных условиях должна обеспечиваться государственная защита, целью которой является минимизация негативных последствий, связанных с потерей работы. При этом независимо от способа подсчёта среднего месячного заработка выходное пособие не должно быть меньше заработной платы, которую работник получал за месяц в период трудовой деятельности.

Конституционный Суд РФ признал абзац четвертый пункта 9 Положения не противоречащим Конституции РФ, поскольку он не предполагает возможности определения размера выплачиваемого увольняемому в связи с ликвидацией организации работнику выходного пособия в размере, отличном от его среднего месячного заработка, исчисленного исходя из размера полученной им заработной платы за 12 календарных месяцев, предшествовавших увольнению.

Выявленный в Постановлении КС РФ конституционно-правовой смысл абзаца четвертого пункта 9 Положения является общеобязательным, что исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.

Читайте также:  Законы об увольнении: ТК РФ, ФЗ и другие НПА, а также какие статьи содержат правовые нормы по вопросам расторжения (прекращения) трудового договора с работником?

Из этого Постановления Конституционного суда следуют важные выводы.

Хотя абзац 4 пункта 9 Положения не признан противоречащим Конституции РФ и не отменён, но пользоваться им при выплате выходного пособия в некоторых случаях будет нельзя, потому что при малом количестве дней в месячном периоде после увольнения работника рассчитанная сумма выходного пособия будет отличаться в меньшую сторону от среднего месячного заработка.

В связи с этим можно предложить следующий способ расчёта суммы выходного пособия: умножать сумму среднего дневного заработка на среднее количество рабочих дней в месяце расчётного периода.

В случае с В. С. Кормуш среднее число рабочих дней в месяце было бы 247 / 12 = 20.58 дней. Тогда сумма выходного пособия была бы равна 2264.85?20.

58 = 46 611 рублей, то есть почти совпадала с её расчётом.

Такой подход будет соответствовать конституционно-правовому смыслу абзаца 4 пункта 9 Положения, выявленному в Постановлении Конституционного Суда РФ, и не будет ущемлять права работников.

Мы продолжим рассматривать самые сложные и интересные случаи расчёта заработной платы в нашем блоге. Не переключайтесь.

Верховный Суд разъяснил, как определять размер компенсации госслужащему при сокращении

Верховный Суд направил на новое рассмотрение трудовой спор о выплате компенсации сокращенной сотруднице ИФНС, указав нижестоящим судам на то, что следует учитывать при определении ее размера в случае увольнения госслужащего.

Татьяна Воробьева с октября 1993 г. по апрель 2017 г. занимала различные должности государственной гражданской службы в налоговой инспекции по г. Мончегорску Мурманской области. Соответствующее подразделение было присоединено к межрайонной инспекции Мурманской области, поэтому сотрудница была уволена в связи с сокращением.

При увольнении Татьяна Воробьева получила компенсацию в размере своего шестимесячного денежного содержания.

При расчете инспекция руководствовалась Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства от 6 сентября 2007 г. № 562.

В соответствии с этим актом были учтены ее оклад, дополнительные выплаты, материальная помощь и единовременная выплата к отпуску, а также премии.

Она обратилась к работодателю с просьбой пересчитать компенсацию. В своем заявлении она указала, что инспекция не учла выплаченные Воробьевой средства материального стимулирования и полученные перед увольнением премии. По мнению работника, это привело к занижению размера ее месячного содержания и, как следствие, к неверному определению суммы компенсации.

Межрайонная ИФНС пояснила, что в данном случае действительно не были учтены материальное стимулирование и единовременное поощрение, выплаченные за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование госслужащих сверх установленного фонда оплаты труда. Данные выплаты, по мнению работодателя, не учитываются при определении соответствующей компенсации, поскольку не включены в п. 2 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Относительно премий инспекция указала, что они были учтены.

Полагая, что премии, начисленные ей в течение 12 месяцев перед увольнением, учтены не полностью, а также что суммы материального стимулирования тоже подлежали учету, Татьяна Воробьева обратилась в суд.

Оленегорский городской суд Мурманской области отказал работнику в удовлетворении ее исковых требований.

Разрешая спор, первая инстанция исходила из того, что средства материального стимулирования государственных гражданских служащих не входят в состав их денежного содержания, не являются гарантированной выплатой обязательного характера, выплачиваются в пределах лимитов бюджета ФНС. Суд пришел к выводу, что эти денежные средства не подлежат учету при определении денежного содержания Воробьевой для исчисления компенсаций при увольнении.

Апелляция поддержала вывод первой инстанции. Оленегорский городской суд сослался на то, что письмо Минфина от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482, касающееся дополнительного материального стимулирования на основании Постановления Правительства от 27 марта 2014 г.

№ 238-7, не отменяет действие приказа Минфина от 17 октября 2007 г. № 90н, которым утвержден порядок осуществления материального стимулирования госслужащих ФНС.

Последним актом определено, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.

Не согласившись с решениями, Татьяна Воробьева обратилась за защитой своих прав с кассационной жалобой в Верховный Суд, который, рассмотрев дело, вынес Определение № 34-КГ19-4 от 22 июля 2019 г. ВС указал, что суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения.

Как указал Суд, фонд оплаты труда госслужащего формируется за счет средств, указанных в ч. 2 и 3 ст. 51 Закона о государственной гражданской службе, куда входят и иные выплаты, предусмотренные другими нормативными актами.

Материальное стимулирование гражданских служащих, по мнению ВС, относится к указанным выплатам.

Исходя из этого, нижестоящим судам необходимо было определить правовую природу произведенных работнику в течение 12 месяцев перед увольнением выплат в виде материального стимулирования и единовременного поощрения.

Верховный Суд обратил внимание на тот факт, что материальное стимулирование Воробьевой было выплачено ей на основании указа Президента от 7 мая 2012 г.

№ 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» и принятых в соответствии с ним постановлений Правительства, которыми предусматривались объемы бюджетных ассигнований сверх фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих.

ВС подчеркнул: указанные акты должны были быть изучены судами в целях определения правовой природы полученных Воробьевой выплат в виде материального стимулирования и единовременного поощрения.

Первой инстанции и апелляции следовало определить, являются ли указанные выплаты теми, за счет которых формируется фонд оплаты труда гражданских служащих.

Однако суды не просили истицу предоставить акты, послужившие основанием для выделения соответствующих бюджетных ассигнований, на которые она ссылалась в обоснование своей позиции.

Нижестоящие суды исходили из того, что разъяснения, содержащиеся в письме Минфина от 15 июля 2014 г., не подлежат применению в данном деле.

Однако ВС напомнил, что именно на Минфин возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности, поэтому при разрешении исковых требований Воробьевой необходимо было принять во внимание его позицию.

Также высшая инстанция опровергла довод о том, что письмо от 15 июля 2014 г. не подлежало применению, поскольку противоречило приказу Минфина № 90н.

Противоречие, по мнению первых двух инстанций, заключалось в том, что письмо указывает на необходимость учета суммы материального стимулирования за счет бюджетных ассигнований при исчислении денежного содержания гражданских служащих.

Приказ же, напротив, устанавливает, что материальное стимулирование не входит в состав соответствующего денежного содержания, пояснил ВС.

Кроме того, Верховный Суд разъяснил, что приказ Минфина касается материального стимулирования, которое производилось на основании Постановления Правительства от 25 сентября 2007 г. № 611 за счет средств, направленных на обеспечение деятельности ряда госорганов в 2007–2010 гг.

, и не входило в состав денежного содержания гражданского служащего. В свою очередь письмо Минфина касается дополнительного материального стимулирования гражданских служащих на основании Указа Президента от 7 мая 2012 г. № 601.

Данные средства имеют, по мнению ВС, иную правовую природу, так как соответствующие выплаты производятся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета государственным органам сверх фонда оплаты труда и выплачиваются государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности служебной деятельности. Поэтому положения Порядка осуществления материального стимулирования госслужащих ФНС в этом случае не подлежат применению.

С учетом этого ВС отменил акты нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение.

По мнению адвоката АП г. Москвы Василия Ваюкина, нижестоящие суды при разрешении спора применили буквальный подход, тогда как ВС разъяснил, что раз денежные средства выплачивались систематически и являлись вознаграждением за труд, то их следовало учесть при расчете компенсаций.

«Суд указал, что денежные средства выплачивались систематически и являлись вознаграждением за труд, поэтому их следовало учесть при расчете компенсаций», – отметил адвокат АП г. Москвы Василий Ваюкин.

Адвокат также привел аналогичные примеры из практики, сославшись на Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС от 3 июня 2019 г. № 34-КГ19-1 и апелляционное определение Красноярского краевого суда от 27 марта 2019 г.

по делу № 33-4449/2019.

Партнер юридической компании Law&CommerceOffer Виктория Соловьёва согласилась, что позиция ВС соответствует сложившейся практике. «Верховный Суд неоднократно указывал на ошибки нижестоящих судов, которые не определяли правовую природу выплат материального стимулирования», – сообщила она, сославшись на определение от 28 августа 2017 г. № 2-КГ17-13).

«На формирование фонда оплаты труда государственных служащих влияют разные факторы, в том числе источник и цель финансирования. Поэтому, безусловно, должны учитываться природа и цель дополнительных выплат», – подвела итог Виктория Соловьёва.

Адвокат и партнер МКА «Яковлев и Партнеры» Вероника Сальникова в комментарии «АГ» отметила, что Верховный Суд не только указал на обстоятельства, в которых не разобрались нижестоящие суды, но и пошел еще дальше, разъяснив, как формируется фонд оплаты труда государственных служащих за счет бюджетных ассигнований, а также какими нормативными документами следовало руководствоваться судам.

Залишити коментар

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *