Содержание статьи 350 трудового кодекса РФ для медицинских работников

Содержание статьи 350 трудового кодекса РФ для медицинских работников

Ранее в первой части нашей статьи мы рассмотрели требования, которые предъявляются к квалификации медсестер, их трудовые обязанности, а также особые условия допуска к работе (особенности прохождения сертификации и аккредитации, периодических медицинских осмотров и медосмотров при приеме на работу и т. д.) В этой части стать мы сосредоточимся на правовых нормах, устанавливающих особенности рабочего времени медсестер, гарантирующих им льготные дополнительные отпуска, а также коснемся вопросов дисциплинарной и материальной ответственности медсестер.

Рабочее время медсестер

В связи с выполнением сестринским персоналом работы повышенной сложности и ответственности законодатель предусматривает дополнительные гарантии для этой категории работников в виде сокращенной рабочей недели и удлиненных отпусков.

Допустимая рабочая нагрузка для медсестер не должна превышать 39 часов в неделю, как и для всех медработников (ч. 1 ст. 350 ТК РФ). Однако эта продолжительность рабочего времени может быть и ниже в зависимости от отрасли медицины, специфики работы и наличия вредных и опасных факторов.

Эти особенности установлены постановлением Правительства РФ «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности» от 14.02.2003 № 101 (приложения 1, 2, 3).

Продолжительность рабочего времениМедицинская деятельность (специальность)
36 часов в неделю Работа в инфекционных и кожно-венерологических отделениях
Работа в лечебно-профилактических учреждениях (больницах, центрах, отделениях, палатах) по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями Медпомощь пациентам с психическими заболеваниями
Медпомощь, обслуживание и уход за детьми-инвалидами, умственно-отсталыми детьми, с поражениями ЦНС
Работа, связанная с сероводородными и сернистыми ваннами, грязелечением
Освидетельствование граждан, страдающих психическими заболеваниями
Работа на станциях скорой помощи
Вирусологи, бактериологи, эпидемиологи при работе с особо опасными инфекциями
Работа в противочумных учреждениях
Работа на станциях переливания крови
Работа в лечебно-исправительных учреждениях для принудительного лечения лиц, больных наркоманией, алкоголизмом
Работа в барокамерах, кессонах, боксах; Работа с рентгеновским излучением, лучевой терапией
Работа с нейронными источниками, линейными ускорителями, открытыми радиоактивными источниками
33 часа в неделю Работа полный день на генераторах ультракоротковолновой частоты мощностью выше 200 Вт
30 часов в неделю Работа с туберкулезными больными, включая их освидетельствование
Работа в патолого-анатомических учреждениях и отделениях Деятельность, связанная с заготовкой и консервацией трупной крови
Работа с гамма-излучением, рентгеном, флюорография
24 часа в неделю Гамма-терапия и экспериментальное гамма-облучение гамма-препаратами в радиоманипуляционных кабинетах и лабораториях

Работодателю при определении продолжительности рабочего времени медсестер, нужно учитывать не только сферу труда, но и фактические условия труда, которые определяются по результатам спецоценки условий труда (ч. 2 ст. 92 ТК РФ).

Не стоит забывать о том, что на медсестер распространяются и общие основания сокращения рабочего времени, предусмотренные ст. 92 ТК РФ:

  • работники в возрасте от 16 до 18 лет, а также инвалиды I и II группы могут быть заняты не более 35 часов в неделю;
  • работники, условия труда которых в результате спецоценки отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, и женщины, трудящиеся в сельской местности, — не должны работать более 36 часов в неделю (ст. 263.1 ТК РФ).

Медсестры могут работать в режиме пятидневной рабочей недели, а также по ненормированному графику, посменно и дежурить на дому.

При работе по сменам продолжительность рабочей недели не должна превышать норму (39 или менее часов); при суммированном учете, нужно соблюсти норму для учетного периода (месяца, квартала, года); продолжительность междусменного отдыха должна быть не меньше двойной смены, а еженедельный непрерывный отдых — не менее 42 часов (ст. 110 ТК РФ).

Работа с ненормированным рабочим днем (ст. 191 ТК РФ) допускается, несмотря на сокращенную продолжительность рабочего дня. Однако условие о ненормированности должно быть обязательно прописано в трудовом договоре.

Кроме того, работодатель обязан утвердить перечень должностей с ненормированным рабочим днем в локальном нормативном акте или в коллективном договоре и учесть мнение профсоюза при его наличии.

Нельзя принимать на работу с ненормированным днем сотрудников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда и беременных.

Специфической формой занятости медсестер является так называемое дежурство на дому (ч. 4, 5 ст. 350 ТК РФ). Оно заключается в том, что медсестра находится дома, но полноценно не отдыхает, а ожидает вызова от пациента и готова в любую минуту выехать для оказания экстренной или неотложной медицинской помощи.

Привлекать к таким дежурствам работников можно только с их согласия.

Учет рабочего времени при осуществлении дежурств на дому осуществляется в соответствии с Положением, утвержденным приказом Минздрава России от 02.04.2014 № 148н (далее – Положение). Согласно ч. 6 ст. 350 ТК РФ, п.

3 Положения при учете работодателем рабочего времени каждый час дежурства на дому учитывается как полчаса работы в медицинской организации; время следования в пути и время оказания помощи – как час работы.

Общая продолжительность рабочего времени должна оставаться сокращенной и не превышать максимальную величину для данного работника.

Время ожидания вызова считается рабочим и должно оплачиваться даже, если вызов не поступил. Невключение времени ожидания вызова в рабочее время является нарушением со стороны работодателя (см., например, апелляционное определение Красноярского краевого суда от 27.05.2015 по делу № 33-5381/2015).

Для дежурств на дому работодатель должен ввести суммированный учет рабочего времени (п. 2 Положения).

Для его организации необходимо внести соответствующие положения в правила внутреннего трудового распорядка и трудовой договор с работником, утвердить график дежурств, ознакомить с ним медработников и учесть мнение выборного представительного органа при его наличии.

При суммированном учете можно не соблюдать продолжительность рабочего времени за день и неделю. Главное – соблюсти общую норму за учетный период, который может составлять от 1 месяца до года, а если работа связана с вредными или опасными условиями, то до 3 месяцев (ч. 1 ст. 104 ТК РФ).

Если у медсестры образовалась переработка, то работа, выполненная сверхурочно, должна оплачиваться в повышенном размере (ст. 96 ТК РФ).

Такое же правило действует, если медсестра вынуждена выйти на работу в выходной или праздничный день. Однако при работе по сменному графику, если смена выпадает на праздник или выходной, она оплачивается в обычном размере.

Если же медсестра выходит вне своей смены по производственной необходимости, то оплата должна быть повышенной.

Оплата за ночные часы всегда должна осуществляться в повышенном размере – как минимум на 20% выше обычной оплаты (постановление Правительства РФ от 22.07.2008 № 554).

Отпуска медсестер

Что касается отпуска, то медсестры имеют право на основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней в году, как и все трудящиеся (ст. 115 ТК РФ), а также на дополнительный отпуск, величина которого зависит от сферы деятельности и специализации медсестры.

Так, больше положенного вправе отдыхать медсестры:

  • трудящиеся в опасных и вредных условиях;
  • трудящиеся в особых условиях;
  • работающие в режиме ненормированного рабочего дня;
  • работающие в районах Крайнего Севера и приравненных местностях.

В таблице ниже мы представили те сферы, работая в которых медсестры имеют право отдыхать дольше обычного из-за вредности и опасности условий труда согласно Постановлению Правительства РФ от 06.06.2013 № 482 и соответствующую продолжительность отпуска, которая варьируется от 14 до 35 дней.

Сфера деятельностиСфера деятельностиПродолжительность допотпуска
Оказание психиатрической помощи Средний медперсонал 35
Главная медицинская сестра 28
Медицинская сестра диетическая 14
Оказание противотуберкулезной помощи Средний медицинский персонал 14
Оказание медпомощи ВИЧ-инфицированным Средний медицинский персонал 14

Данный перечень не означает, что только эти категории медсестер вправе рассчитывать на дополнительные дни отпуска. Не следует забывать, что в соответствии со ст.

117 ТК РФ любые медработники, работающие во вредных или опасных условиях, имеют право на дополнительный отпуск продолжительностью не менее 7 дней.

Например, к числу работников с вредными и опасными условиями труда, безусловно, относятся медсестры, работающие в инфекционных отделениях, в рентген-кабинетах и т.д.

Вредность условий труда определяется не только специализацией медика либо включением его профессии или должности в какие-либо списки и перечни вредных производств, но и в первую очередь, специальной оценкой условий труда (ч. 1 ст. 117 ТК РФ). Такой позиции придерживается Верховный Суд РФ (решение от 14.01.2013 № АКПИ12-1570).

В связи с особыми условиями труда могут требовать 3-дневный дополнительный отпуск также:

Статья 350 ТК РФ. Некоторые особенности регулирования труда медицинских работников (действующая редакция)

Для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется Правительством Российской Федерации.

Медицинским работникам организаций здравоохранения, проживающим и работающим в сельской местности и в поселках городского типа, продолжительность работы по совместительству может увеличиваться по решению Правительства Российской Федерации, принятому с учетом мнения соответствующего общероссийского профессионального союза и общероссийского объединения работодателей.

Отдельным категориям медицинских работников может быть предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Продолжительность дополнительного отпуска устанавливается Правительством Российской Федерации.

В целях реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в экстренной или неотложной форме медицинским работникам медицинских организаций с их согласия может устанавливаться дежурство на дому.

Дежурство на дому – пребывание медицинского работника медицинской организации дома в ожидании вызова на работу (для оказания медицинской помощи в экстренной или неотложной форме).

При учете времени, фактически отработанного медицинским работником медицинской организации, время дежурства на дому учитывается в размере одной второй часа рабочего времени за каждый час дежурства на дому.

Общая продолжительность рабочего времени медицинского работника медицинской организации с учетом времени дежурства на дому не должна превышать норму рабочего времени медицинского работника медицинской организации за соответствующий период.

Особенности режима рабочего времени и учета рабочего времени при осуществлении медицинскими работниками медицинских организаций дежурств на дому устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Должности руководителей, заместителей руководителей медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления, руководителей филиалов медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет независимо от срока действия трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие возраста шестидесяти пяти лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации.

  • Учредитель имеет право продлить срок пребывания в должности работника, занимающего должность руководителя медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, до достижения им возраста семидесяти лет по представлению общего собрания (конференции) работников указанной медицинской организации.
  • Руководитель медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, имеет право продлить срок пребывания в должности работника, занимающего должность заместителя руководителя указанной медицинской организации или должность руководителя филиала медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, до достижения им возраста семидесяти лет в порядке, установленном уставом медицинской организации.
  • Помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, основанием прекращения трудового договора с руководителем, заместителем руководителя медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, руководителем филиала медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, является достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности в соответствии с настоящей статьей.
Читайте также:  Могут ли уволить человека с работы при наличии ипотеки

Статья ТКРФ 350. Некоторые особенности регулирования труда медицинских работников

Комментарий к статье 350

1. Данная статья предоставляет возможность конкретизации ряда особенностей регулирования труда и отдыха медицинских работников Правительству РФ.

  • Такими особенностями являются:
  • 1) сокращенная продолжительность рабочего времени, определяемая Правительством РФ (не более 39 часов в неделю), которая должна зависеть от должности и (или) специальности;
  • 2) увеличенная норма продолжительности работы по совместительству, введение которой возможно по решению Правительства РФ, принятому с учетом мнения соответствующего общероссийского профессионального союза и общероссийского объединения работодателей, для медицинских работников, которые проживают и работают в сельской местности и в поселках городского типа;
  • 3) предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска отдельным категориям медицинских работников с продолжительностью, устанавливаемой Правительством РФ.

Наряду со ст. 350 ТК особенности труда и отдыха медицинских работников предусматриваются ч. 3 ст. 92 ТК (в части установления сокращенной продолжительности рабочего времени), ч. 2 ст.

142 ТК (применительно к запрету приостановления работы на станциях скорой и неотложной помощи), ч. 6 ст. 282 ТК (относительно порядка установления особенностей регулирования работы по совместительству), подп. “б” ч. 1 ст.

413 ТК (в части запрета и объявления незаконными забастовок на станциях скорой и неотложной помощи).

2. Особый характер и условия труда данных работников обусловлены самой природой медицинской деятельности, осуществляемой работодателем (физическим лицом или юридическим лицом (организацией), вступившим в трудовые отношения с работником, либо иным субъектом, наделенным в случаях, предусмотренных федеральными законами, правом заключать трудовые договоры).

Ввиду рискового и творческого характера медицинской деятельности труду медицинских работников присуща значительная самостоятельность.

Именно это обстоятельство является причиной того, что во многих случаях, связанных с исполнением этими работниками своих обязанностей перед пациентом, значение властных указаний его работодателя не является определяющим.

Медицинский работник самостоятельно в соответствии со стандартами медицинской помощи оказывает такую помощь пациенту.

Это правило не закреплено в ТК. Однако оно непосредственно вытекает из природы медицинской деятельности.

Определенным отражением этой самостоятельности являются следующие правила, закрепленные в ст. 58 Закона Российской Федерации от 22 июля 1993 г. N 5487-1 “Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан” (Российская газета. 1993. 18 авг. N 158; далее – Основы об охране здоровья):

  1. 1) лечащим врачом не может быть врач, обучающийся в высшем медицинском учебном заведении или образовательном учреждении послевузовского профессионального образования;
  2. 2) рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением экстренных случаев, угрожающих жизни больного.
  3. Именно бремя ответственности, вытекающей из самостоятельности в принятии жизненно важных для пациента решений, является причиной для установления сокращенной продолжительности рабочего времени и предоставления в определенных случаях ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска.

Другим обстоятельством, влияющим на регулирование труда медицинских работников, является публичная (конституционная) значимость их труда, проявляющаяся в том, что с их помощью обеспечивается реализация конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь (ч. 1 ст. 41 Конституции РФ).

Этим обстоятельством, а также нехваткой медицинских работников в организациях, оказывающих медицинскую помощь в сельской местности и в поселках городского типа, обусловлена возможность увеличения продолжительности работы по совместительству.

3. Комментируемая статья не устанавливает условий отнесения лиц к категории “медицинский работник”. Между тем эти условия можно найти в ст. 54 специального закона – Основ об охране здоровья.

По общему правилу, для признания медицинским работником необходимо, чтобы соответствующее лицо имело специальное высшее образование и обладало специальными документами (дипломом и (или) званиями, а также сертификатом специалиста и лицензией на осуществление медицинской деятельности). Вместе с тем для лица, работающего в медицинской организации, такой лицензии не требуется, поскольку ею должна обладать организация как его работодатель.

Данные условия распространяются не только на то лицо, которое работает по трудовому договору в медицинской организации. Им должен соответствовать и индивидуальный предприниматель, который самостоятельно осуществляет медицинскую деятельность (т. е.

самостоятельно обеспечивает себя работой и является работником только в широком смысле).

Объединение под одним наименованием “медицинский работник” широкого круга лиц с принципиально различными правовыми статусами представляется не слишком удачным, поскольку требует специального толкования при применении соответствующей нормы Основ об охране здоровья.

Что касается сертификата специалиста, то единственным предусмотренным законодательством органом, имеющим полномочие по выдаче сертификата, является профессиональная медицинская ассоциация субъекта РФ (ст. 62 Основ об охране здоровья).

Однако конкретная нормативно-правовая регламентация порядка и условий выдачи данного сертификата специалиста пока отсутствует.

Ввиду этого на практике предъявления данного сертификата для допуска работника к исполнению обязанностей по медицинской профессии сейчас не требуют.

Номенклатура должностей медицинских работников, работающих в бюджетной сфере, установлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785 “О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки” и утвержденным им приложением (СЗ РФ. 1995. N 10).

Эта номенклатура, а также Номенклатура специальностей медицинских работников конкретизированы Положением об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 377 (БНА. 1999. N 46), Приказом Министерства здравоохранения РФ от 19 августа 1997 г.

N 249 “О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала” с утвержденными им приложениями (Здравоохранение. 1997. N 11) и Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 27 августа 1997 г.

N 43 “О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения Российской Федерации” (БМТ РФ. 1997. N 9).

4. В соответствии со ст.

54 Основ об охране здоровья в исключительных случаях к занятию медицинской или фармацевтической деятельностью в должностях работников со средним медицинским образованием могут быть допущены лица, не имеющие законченного высшего медицинского или фармацевтического образования. Порядок такого допуска должен быть установлен федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения (в настоящее время такой порядок отсутствует).

Врачи, не работавшие по своей специальности более 5 лет, могут быть допущены к практической медицинской или фармацевтической деятельности после прохождения переподготовки в соответствующих учебных заведениях или на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских ассоциаций.

Работники со средним медицинским образованием, не работавшие по своей специальности более 5 лет, могут быть допущены к практической медицинской или фармацевтической деятельности после подтверждения своей квалификации в соответствующем учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения либо на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских ассоциаций. Соответствие специальностей среднего медицинского персонала должностям специалистов устанавливается на основании Перечня соответствия специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала должностям специалистов, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 января 1999 г. N 18 (Здравоохранение. 1999. N 4).

5. Особый порядок допуска к медицинской деятельности предусмотрен для лиц, получивших медицинскую подготовку в иностранных государствах.

Они допускаются к медицинской деятельности в Российской Федерации только после сдачи экзамена в соответствующих учебных заведениях РФ в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, а также после получения лицензии на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. Упомянутый порядок установлен Положением о порядке допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 1995 г. N 119 (СЗ РФ. 1995. N 7). Данные требования не распространяется на лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в бывшем СССР.

6. Несмотря на широту легального определения понятия “медицинский работник”, закрепленного в ст.

54 Основ об охране здоровья, под это определение формально не подпадают те работники здравоохранения, которые участвуют в осуществлении медицинской деятельности в составе единого коллектива с лицами, обладающими средним или высшим профессиональным медицинским образованием и без которых в ряде случаев невозможно надлежащим образом оказать медицинскую помощь. К таким работникам, в частности, относятся представители младшего медицинского персонала (сестры-хозяйки, санитарки), медицинские психологи, водители санитарного автотранспорта, высококвалифицированные рабочие, занятые на важных и ответственных работах (например, осуществляющие обслуживание такой медицинской техники, как искусственные сердце и легкие), и пр.

Тесная взаимосвязь их труда с трудом работников, непосредственно оказывающих медицинскую помощь, наделяет во многих случаях этот труд такими же фактическими особенностями, которые характерны для труда последних.

Отсюда следует, что в силу конституционного принципа равенства, гарантируемого государством независимо в том числе от должностного положения и иных обстоятельств (ч. 2 ст.

19 Конституции РФ), регулирование трудовых отношений с участием работников, обеспечивающих оказание медицинской помощи, должно обладать теми же особенностями, характерными для регулирования труда работников, непосредственно оказывающих медицинскую помощь.

Следствием данного обстоятельства является регулирование одним и тем же нормативным правовым актом отношений, связанных с особенностями труда обеих категорий работников здравоохранения, и использование в данных актах термина “медицинский работник”, подразумевающего обе категории указанных лиц (Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 1992 г. N 508 “О дополнительных мерах по стимулированию труда работников здравоохранения” (ВВС РФ. 1992. N 20. Ст. 1133)).

Читайте также:  Увольнение внутреннего и внешнего совместителя по собственному желанию

7. В зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности медицинские работники подразделяются на четыре категории с продолжительностью рабочего времени 36, 33, 30 и 24 часа в неделю (Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2003 г.

N 101 “О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности” (СЗ РФ. 2003. N 8)).

Отношения, связанные с установлением сокращенной продолжительности рабочего времени для медицинских работников, регулируются, кроме того, Постановлением Совета Народных комиссаров СССР от 11 декабря 1940 N 2499 “О продолжительности рабочего дня медицинских работников” (Собрание постановлений и распоряжений правительства СССР. 1940. N 32. Ст. 806).

Для стимулирования труда медицинских работников были установлены специальные размеры надбавок и доплат уже упоминавшимся ранее Указом Президента РФ от 13 мая 1992 г. N 508 “О дополнительных мерах по стимулированию труда работников здравоохранения”, который был конкретизирован Постановлением Министерства труда и занятости населения РФ от 8 июня 1992 г.

N 17 “О размерах надбавок и доплат работников здравоохранения и социальной защиты населения” (БМТ РФ. 1992. N 7 – 8).

В этих актах понятие “медицинский работник” фактически отождествляется с понятием “работник здравоохранения”, в качестве которого рассматривается не только средний, но и младший медицинский персонал, а также работники скорой и неотложной медицинской помощи, в том числе водители санитарного автотранспорта.

Особо следует отметить, что продолжительность работы по совместительству в организациях здравоохранения, расположенных в сельской местности и в поселках городского типа, может составлять не более 8 часов в день и 39 часов в неделю (Постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2002 г. N 813 “О продолжительности работы по совместительству в организациях здравоохранения медицинских работников, проживающих и работающих в сельской местности и в поселках городского типа” (СЗ РФ. 2002. N 46)).

Врачам общей практики (семейным врачам) и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) установлен ежегодный дополнительный оплачиваемый 3-дневный отпуск за непрерывную работу в этих должностях свыше 3 лет (Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1998 г. N 1588 “Об установлении врачам общей практики (семейным врачам) и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) ежегодного дополнительного оплачиваемого 3-дневного отпуска за непрерывную работу в этих должностях” (СЗ РФ. 1999. N 2)).

В систематизированной форме многие правила, конкретизирующие особенности труда медицинских работников, предусмотренные нормативными правовыми актами более высокого уровня, содержатся в уже упоминавшемся ранее Положении об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденном Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 377.

Статья 350. Некоторые особенности регулирования труда медицинских работников

Для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется Правительством Российской Федерации.

Медицинским работникам организаций здравоохранения, проживающим и работающим в сельской местности и в поселках городского типа, продолжительность работы по совместительству может увеличиваться по решению Правительства Российской Федерации, принятому с учетом мнения соответствующего общероссийского профессионального союза и общероссийского объединения работодателей.

Отдельным категориям медицинских работников может быть предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Продолжительность дополнительного отпуска устанавливается Правительством Российской Федерации.

В целях реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в экстренной или неотложной форме медицинским работникам медицинских организаций с их согласия может устанавливаться дежурство на дому.

Дежурство на дому – пребывание медицинского работника медицинской организации дома в ожидании вызова на работу (для оказания медицинской помощи в экстренной или неотложной форме).

При учете времени, фактически отработанного медицинским работником медицинской организации, время дежурства на дому учитывается в размере одной второй часа рабочего времени за каждый час дежурства на дому.

Общая продолжительность рабочего времени медицинского работника медицинской организации с учетом времени дежурства на дому не должна превышать норму рабочего времени медицинского работника медицинской организации за соответствующий период.

Особенности режима рабочего времени и учета рабочего времени при осуществлении медицинскими работниками медицинских организаций дежурств на дому устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Должности руководителей, заместителей руководителей медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления, руководителей филиалов медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет независимо от срока действия трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие возраста шестидесяти пяти лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации.

  • Учредитель имеет право продлить срок пребывания в должности работника, занимающего должность руководителя медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, до достижения им возраста семидесяти лет по представлению общего собрания (конференции) работников указанной медицинской организации.
  • Руководитель медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, имеет право продлить срок пребывания в должности работника, занимающего должность заместителя руководителя указанной медицинской организации или должность руководителя филиала медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, до достижения им возраста семидесяти лет в порядке, установленном уставом медицинской организации.
  • Помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, основанием прекращения трудового договора с руководителем, заместителем руководителя медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, руководителем филиала медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, является достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности в соответствии с настоящей статьей.

Комментарий к ст. 350 TК РФ

1. Конкретная продолжительность рабочего времени некоторых категорий медицинских работников, имеющих право на сокращенную 39-часовую рабочую неделю, устанавливается Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. N 101 “О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности” (СЗ РФ. 2003. N 8. Ст. 757).

2. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2002 г.

N 813 “О продолжительности работы по совместительству в организациях здравоохранения медицинских работников, проживающих и работающих в сельской местности и в поселках городского типа” (СЗ РФ. 2002. N 46.

Ст. 4595) продолжительность работы по совместительству указанных работников составляет не более 8 часов в день и 39 часов в неделю.

Об особенностях работы по совместительству медицинских работников см. также комментарий к ст. ст. 282, 284, 285 ТК.

4. Врачи общей практики (семейные врачи) и медицинские сестры таких врачей ежегодно имеют право на дополнительный трехдневный оплачиваемый отпуск (см. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 1998 г.

N 1588 “Об установлении врачам общей практики (семейным врачам) и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) ежегодного дополнительного оплачиваемого 3-дневного отпуска за непрерывную работу в этих должностях” (СЗ РФ. 1999. N 2. Ст. 300)).

5. Профессиональные квалификационные группы должностей медицинских и фармацевтических работников утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 6 августа 2007 г. N 526 (БНА РФ. 2007. N 42).

Профессиональные квалификационные группы должностей работников, занятых в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 31 марта 2008 г. N 149н (РГ. 2008. 16 апреля).

Судебная практика по статье 350 TК РФ

Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 27.09.2006

При этом следует учитывать, что в соответствии с п. 5 ст.

348 Таможенного кодекса Российской Федерации принудительное взыскание таможенных платежей не производится, если требование об уплате таможенных платежей (ст.

350 ТК РФ) не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Статья 350. Некоторые особенности регулирования труда медицинских работников

§ 1. В ч. 2 ст. 350 уточнено наименование объединения работодателей. Для участия в решении вопроса, указанного в этой части, объединению работодателей необходимо быть общероссийским с целью паритетности с общероссийским профсоюзом, который также участвует в решении этого вопроса.

§ 2. Статья 350 устанавливает лишь некоторые особенности регулирования труда медицинских работников:1) сокращенную продолжительность рабочего времени;2) порядок определения продолжительности работ по совместительству медицинских работников организаций здравоохранения, проживающих и работающих в сельской местности и в поселках городского типа.

  Эта статья дополнена частью третьей, предусматривающей возможность предоставления дополнительных ежегодных оплачиваемых отпусков отдельным категориям медицинских работников.

§ 3. Правам и социальной защите медицинских и фармацевтических работников посвящен раздел X Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1, с последующими изменениями (Ведомости РФ. 1993. N 33. Ст. 1318).

  Основами регламентируются условия, при соблюдении которых работник имеет право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в РФ.

Право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в РФ, имеющие диплом и специальное звание, а на занятие определенными видами деятельности, перечень которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения, – также сертификат специалиста и лицензию (см. ч. 1 ст. 54 Основ).  Лица, не имеющие законченного высшего специального образования, могут быть допущены к занятию медицинской или фармацевтической деятельностью в должностях работников со средним медицинским образованием в порядке, устанавливаемом тем же федеральным органом (ч. 4 ст. 54 Основ).  Врачи или провизоры, не работавшие по своей специальности более 5 лет, могут быть допущены к практической или фармацевтической деятельности после прохождения переподготовки в соответствующих учебных заведениях или на основании проверочного испытания, проводимого комиссией профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций (ч. 5 ст. 54 Основ).

  Лица, получившие медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, допускаются к медицинской или фармацевтической деятельности после экзаменов в соответствующих учебных заведениях РФ, как правило, в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (см. ч. 7 ст. 54 Основ).

Положение о порядке допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, утверждено Постановлением Правительства РФ от 7 февраля 1995 г. N 119, с изменениями (СЗ РФ. 1995. N 7. Ст. 548; 2005.

Читайте также:  Увольнение из Росгвардии: существующие особенности, порядок расторжения по собственному желанию, а также как прекратить трудовые отношения стажеру?

N 7. Ст. 560).

§ 4. В обязанность медицинских работников входит сохранение врачебной тайны. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей (ч. 2 ст. 61 Основ). Исключение составляют случаи, установленные ч. 3 и 4 этой же статьи.

§ 5. Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан предусмотрена социальная и правовая защита медицинских и фармацевтических работников (см. ст. 63 ТК).

  Медицинские и фармацевтические работники имеют право на:1) обеспечение условий их деятельности в соответствии с условиями охраны труда;2) работу по трудовому договору, в том числе за рубежом;3) защиту своей профессиональной чести и достоинства;4) получение квалификационных категорий в соответствии с достигнутым уровнем теоретической и практической подготовки;5) совершенствование профессиональных знаний;6) переподготовку за счет средств бюджетов всех уровней при невозможности выполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья, а также в случае высвобождения работника в связи с сокращением численности или штата, ликвидации предприятия, учреждения и организации;7) страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред здоровью гражданина, не связанный с небрежным или халатным выполнением ими профессиональных обязанностей;8) беспрепятственное и бесплатное использование средств связи, принадлежащих предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам, а также любого имеющегося вида транспорта для перевозки гражданина в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих его жизни.

  В ст. 64 Основ предусмотрены и другие гарантии для медицинских и фармацевтических работников.

§ 6. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан решают вопросы оплаты труда и компенсаций медицинским и фармацевтическим работникам (см. ст. 64 ТК).

В частности, устанавливается, что оплата труда этих работников производится в соответствии с их квалификацией, стажем и выполняемыми ими обязанностями. Соответствующие условия предусматриваются трудовым договором (естественно, на основе законодательства, соглашений и коллективного договора).

  Медицинские и фармацевтические работники имеют право на выплату, компенсирующую тяжелую работу и работу во вредных условиях, предусмотренную трудовым законодательством.

Перечень категорий работников, имеющих право на повышение заработной платы, надбавки и доплаты к заработной плате, а также на другие виды компенсационных выплат, устанавливается Правительством РФ по согласованию с профсоюзами.

§ 7. Положение об оплате труда работников здравоохранения утверждено Приказом Минздрава РФ от 15 октября 1999 г. N 377, с последующими изменениями от 17 ноября 2000 г. N 401, 24 апреля 2003 г. N 160, 5 августа 2003 г. N 329, 8 сентября 2005 г. N 553 (Бюллетень нормативных актов.

2005. N 49). О надбавках за продолжительность непрерывной работы медицинским работникам, занимающим по совместительству штатные должности в организациях здравоохранения и социальной защиты населения, см. Постановление Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. N 213 (СЗ РФ. 1996. N 10. Ст. 953).

  О надбавках за продолжительный непрерывный стаж работы врачам, провизорам и другим работникам учреждений здравоохранения и социальной защиты населения см. Постановление Минтруда РФ от 8 октября 1992 г. N 18, с изменениями от 25 октября 2002 г. N 74 (Бюллетень Минтруда РФ. 1992. N 11, 12; 2002. N 11.

С. 8).

§ 8. О надбавках работникам здравоохранения, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, за работу в опасных для здоровья условиях труда см. Постановление Правительства РФ от 3 апреля 1996 г.

N 391, с изменениями (СЗ РФ. 1996. N 15. Ст. 1629). Эта надбавка установлена в размере 20% оклада (тарифной ставки), определенной на основании Единого тарифного справочника по оплате труда работников бюджетной сферы (для органов бюджетной сферы).

§ 9. О совершенствовании системы профессиональной подготовки медицинских и фармацевтических кадров см. Постановление Правительства РФ от 29 июля 1995 г. N 770 (СЗ РФ. 1995. N 32. Ст. 3311).

Оно частично утратило силу – см. Постановление Правительства РФ от 5 апреля 1999 г. N 374 (СЗ РФ. 1999. N 15. Ст. 1824).  Положение о клинической ординатуре утверждено Приказом Минздрава РФ от 17 февраля 1993 г.

N 23 (Бюллетень нормативных актов. 1993. N 6. С. 50).

§ 10. Продолжительность рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности определена Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. N 101, с изменениями (СЗ РФ. 2003. N 8. Ст. 757; 2005. N 7. Ст. 560).

Отдельные профессии медицинских работников и виды выполняемых ими работ указаны в Списке производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденном Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22, с последующими изменениями и дополнениями (М.: Экономика, 1977).

  Дополнительный отпуск за работу с вредными условиями труда продолжительностью 30 рабочих дней установлен психологам и физиологам, непосредственно и полный рабочий день работающим с психически больными, врачам – руководителям (с ненормированным рабочим днем) психиатрических (психоневрологических), нейрохирургических, наркологических лечебно-профилактических учреждений, отделений, палат и кабинетов, домов инвалидов (отделений) для психических больных и их заместителям, а также главным психиатрам органов здравоохранения, непосредственно участвующим в оказании психиатрической помощи (см. Постановление Минтруда РФ от 8 июля 1993 г. // Бюллетень Минтруда РФ. 1993. N 6).  О сокращенной продолжительности рабочего времени и увеличении продолжительности отпусков работникам организаций здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, и работникам организаций, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, см. Постановление Минтруда РФ от 8 августа 1996 г. N 50 (Бюллетень нормативных актов. 1996. N 6). Для них предусмотрена 36-часовая рабочая неделя и ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 36 рабочих дней (с учетом ежегодного дополнительного отпуска за работу в опасных для здоровья условиях труда). Вопросы работы медиков, связанной с вирусом иммунодефицита человека, решаются и другими нормативными правовыми актами: см. Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ “О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)”, с последующими изменениями (СЗ РФ. 1995. N 14. Ст. 1212; 2000. N 33. Ст. 3348; 2004. N 35. Ст. 3607); Постановление Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 877 “Об утверждении Перечня работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, которые проходят обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров” (СЗ РФ. 1995. N 37. Ст. 3624); Постановление Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. N 391 “О порядке предоставления льгот работникам, подвергающимся риску заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей” (СЗ РФ. 1996. N 15. Ст. 1629). В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ, в редакции от 22 августа 2004 г.:  1. Работники предприятий, учреждений и организаций государственной системы здравоохранения, осуществляющие диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лица, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, дополнительный отпуск за работу в особо опасных для здоровья и тяжелых условиях труда в соответствии с законодательством РФ. Порядок предоставления указанных гарантий и установления размера надбавок к должностным окладам за работу в особо опасных для здоровья и тяжелых условиях труда работникам учреждений здравоохранения субъектов РФ определяется органами исполнительной сласти субъектов РФ.  2. Работники предприятий, учреждений и организаций государственной системы здравоохранения, осуществляющие диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лица, работа которых связана в материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, подлежат:- обязательному страхованию на случай причинения вреда их здоровью или смерти при исполнении служебных обязанностей в порядке, установленном законодательством РФ;

– обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в порядке, установленном законодательством РФ (СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607).

§ 11. Вопросы, связанные с совместительством медицинских работников, решаются на основе трудового законодательства с учетом особенностей, предусмотренных для этих работников. Так, Кодекс разрешает внутреннее и внешнее совместительство (см. ст. 98, 282 ТК).

Для медицинских работников выполнение различных видов работ в пределах одного учреждения здравоохранения не считается совместительством (см. Постановление Совета Министров РСФСР от 17 января 1991 г. N 27/СП РСФСР. 1991. N 10. Ст. 131). При этом оплата труда производится за фактически выполненную работу.

  Особенности работы по совместительству медицинских работников предусмотрены Постановлением Минтруда РФ от 30 июня 2003 г. N 41 (Бюллетень Минтруда РФ. 2003. N 8. С. 48).

Продолжительность работы по совместительству в органах здравоохранения медицинских работников, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа, определена Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2002 г. N 813 (СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 4595). Она может составлять не более 8 ч в день и 39 ч в неделю.

§ 12. Врачам общей практики (семейным врачам) и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) установлен ежегодный дополнительный оплачиваемый 3-дневный отпуск за непрерывную работу в этих должностях свыше 3 лет (см. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 1998 г. N 1588 // СЗ РФ. 1999. N 2.

Ст. 300).  При определении продолжительности непрерывной работы с этой целью засчитывается время непосредственно предшествующей непрерывной работы в должностях участковых врачей-терапевтов и участковых врачей-педиатров территориальных участков, медицинских сестер терапевтов и педиатров территориальных участков (см. там же).

§ 13. Перечень подлежащих обязательному страхованию должностей медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, занятие которых связано с угрозой жизни и здоровью этих лиц, утвержден Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2006 г. N 191 (СЗ РФ. 2006. N 15. Ст. 1621).

Залишити коментар

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *